г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Целевой воспитательный проект "Интеллект"

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

Российская Федерация

Муниципальное образование Приозерский муниципальный район

Ленинградской области.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

 

 

 

Целевой воспитательный проект

по интеллектуальному воспитанию

« Интеллект»

( для учащихся 1-11 классов).

 

Авторы-составители:

Езерская Людмила Александровна, учитель физики, Скрыпай Марина Борисовна учитель английского языка, Махортова Татьяна Владимировна заместитель директора по УВР.

 

 

 

 

 

 

 

Г. Приозерск.

2010 год.

Воспитательный  проект  « Развитие интеллектуальных способностей  учащихся».

Данный проект является элементом воспитательной программы школы. Как и программа воспитательной работы, проект создается в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:

Закона Российской Федерации « Об образовании»;

 Областного закона « О правовом регулировании деятельности системы образования в Ленинградской области»;

Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 20025 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г № 751;

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р;

Национальной образовательной стратегии-инициативы « Наша новая школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А. Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации;

Концепцией воспитания в Ленинградской области, а также в решениях Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Данный проект разработан исходя из потребностей учащихся, родителей, а также решения педагогического совета школы от   марта 2010 года.

Проект развития интеллектуальных способностей учащихся направлен обучить школьников выполнять умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить роль познавательной сферы, положительную школьную мотивацию.

Одна из задач, которые призван решить проект – систематизировать проводимую в этом ключе работу, сделать ее более осмысленной, целенаправленной, видимой и значимой.

Теоретико- методологическое обоснование.

Программа опирается на теорию « Поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выгодского.

Согласно этим теориям внешнее материальное действие, прежде, чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы

 

внешнего, материального действия предполагали участие других людей (в данном случае учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют  контроль за правильным его применением.

Данная теория на практике показала, что обучение детей приемам мышления, способностям решения разнообразных задач, можно сделать более эффективным.

Усвоение школьных предметов может произойти в более быстром темпе и на более высоком уровне.

Деятельность ученика можно рассматривать как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований. Источники развития заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний.

Л.С. Выгодский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень- « Зона ближайшего развития».

Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано правильным, т.к. оно ориентируется на те функции и на тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие.

Уровень актуального развития опережает итоги развития. То зона ближайшего развития « характеризует развитие на завтрашний день».

Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению рефлексии, которая являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и к самим себе.

Цель проекта: Создание условий для формирования интеллектуальных способностей у учащихся.

Задачи проекта:

  1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности. Научить детей

- Описывать признаки предметов, явлений, узнавать предметы, явления по их признакам;

- Устанавливать логические закономерности;

- Давать определения понятиям и явлениям.

2. Овладение основами научной организации труда.

3. Повысить уровень самостоятельности учащихся, самооценку.

4. Формирование положительного эмоционального фона учебно-познавательной мотивации обучения.

5. Контроль над развитием интеллектуальных способностей.

6. Создать систему целенаправленного отбора одаренных детей.

Принципы, на которых будет осуществляться проект;

  1. Принцип развивающего обучения.

Направлен на обучение умения выполнять основные операции с понятиями; -анализ,

- сопоставление,

-объединение по сходным признакам,

- установление различных видов логических связей.

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка.

Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуализации подхода к учащимся.

  1. Принцип постепенности.

Предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного.

  1. Принцип доступности.

Предполагает максимальное раскрытие пред ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания, использования в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

  1. Деятельностный принцип.

Занятия строятся  на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.

 

     Основные содержательные направления проекта.

 

Первая из поставленных проектом задач в основном будет решаться на уроках. Задачи научная организация труда и формирование положительной учебной мотивации будут реализовываться посредством проведения циклов классных часов, предметных олимпиад, участие во Всероссийских конкурсах « Русский медвежонок», « Кенгуру»,          « Золотое руно», тематических предметных недель и периодов, интеллектуальных марафонов, защитой проектов и т.д.

Для реализации направления « Одаренные дети» предусматриваются отдельная система мероприятий.

 

 

 

Ключевые дела по направлению проекта « Научная организация труда».

 

1.Интеллектуальный марафон.

2.

 

 

Напр. Работы.

Месяцы.

1-4 классы.

5-8 классы.

9-11 классы.

 

 

Сентябрь..

 

  1. 5 класс.
  2. Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Кл. час Тренинг ума.

  1. 7 класс.

Кл. час. Обобщение и ограничение понятий.

  1. 8 класс.

Определение понятий  ( диагностика и развитие активного словаря).

 

1.Создание базы данных учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

2. 9 кл.

Кл. час « Путешествие в мир профессий»

 

 

Октябрь.

 

  1. 5 класс.

Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Признаки и свойства предметов и объектов.

  1. 7 класс.

Родовые отношения.

  1. 8 класс.

Расположение понятий от более частных к более общим.

 

  1. 9класс.

Кл. час « Путешествие в мир профессий».

2.Разработка алгоритмов с учащимися, занимающимися исследовательской и проектной деятельностью, подбор научной литературы.

3.Олимпиады по русскому языку и литературе.

 

 

Ноябрь

 

  1. 5 класс.

Формирование

Умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Активный словарь.

  1. 7 класс.

Существенные и несущественные признаки понятия.

  1. 8 класс.

Система родовых отношений. Тренировка умений строить иерархическую систему родовых отношений между понятиями.

 

1.Предметные олимпиады.

2.Семинар-практикум для учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

3.9 кл.

Кл. час « Путешествие в мир профессий»

 

 

Декабрь.

 

  1. 5 класс.

Формирование

Умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Сходство ( Аналогия).

  1. 7 класс.

Существенные и несущественные признаки понятия.

  1. 8 класс.

Логические отношения между понятиями.

 

 

  1. Предметные олимпиады.
  2. 9 кл. Кл. час    « Путешествие в мир профессий».
  3. Всероссийская олимпиада по русскому языку « Русский медвежонок».
  4. Правовая неделя.

 

 

Январь

 

  1. 5 класс.

Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6класс .

Сравнение.

  1. 7 класс.

Существенные и несущественные признаки понятия.

  1. 8 класс.

Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков.

 

  1. Консультации для учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.
  2. 9 кл. Кл. час    « Путешествие в мир профессий»

 

 

Февраль.

 

  1. 5 класс.

Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Решение нестандартных задач по схеме.

  1. 7 класс.

Определение понятий                  ( Диагностика памяти по Векслеру).

  1. 8 класс.

Логические отношения между понятиями. Тренировка умений устанавливать сложные логические связи и отношения между понятиями.

 

  1. 9 кл. Кл. час    « Путешествие в мир профессий».

 

 

Март

 

  1. 5 класс.

Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Развитие памяти « Род – вид»

  1. 7 класс.

Определение понятий. Диагностика кратковременной памяти.

  1. 8 класс.

Классификация.

5.

Международная олимпиада по математике « Кенгуру».

  1. Международная олимпиада по математике        « Кенгуру».
  2. 9 кл. Кл. час « Путешествие в мир профессий».
  3. Консультации для учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

 

 

Апрель.

 

  1. 5 класс.

Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

  1. 6 класс.

Обобщение и ограничение понятий.

  1. 7 класс.

Определение понятий. Диагностика объема памяти.

  1. 8 класс.

Многоступенчатые классификации.

 

  1. Неделя космонавтики.
  2. 9 кл. Кл. час « Путешествие в мир профессий»
  3. Защита исследовательских работ и проектов.

 

 

Май.

 

5 класс.

Формирование

умений работать с художественной и справочной литературой.

6 класс.

Родовые отношения.

 Определение правильности обобщений.

7 класс.

Определение понятий. Тренировка умения устанавливать необходимость и достаточность видового отличия в определениях.

8 класс.

Итоговое занятие по курсу.

 

1.9   кл. Кл. час                    « Путешествие в мир профессий».

  1. Анализ работы исследовательских групп, планирование работы на следующий учебный год.

 

 

 

 

Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию к познавательной деятельности ( в том числе к учебной), необходимо:

 

  1. Провести диагностику мотивации учения учащихся.
  2. Используя сводную карту состояния мотивации учащихся, составить оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся к началу ( концу) учебного года.
  3. Ознакомить учителей-предметников с уровнем мотивации познавательной деятельности учащихся.
  4. На основании полученных данных на малом педсовете составить индивидуальную  образовательную программу для детей с положительной мотивацией, с нейтральным и отрицательным отношением к учебе.
  5. В конце года отследить динамику формирования положительных мотивов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
  6. По результатам определить для каждого класса и для каждого ученика.

       Форма сводной карты состояния мотивации учащихся и хода ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Сводная  карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования

 

 

 

 

Оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся класса к началу и концу учебного года.

№ п.

Фамилия, имя ученика.

Уровень мотивации учения.

Уровень умения учиться.

 

Мотивы.

Цели.

Эмоции.

Задания.

Уч. деят.

Обучаемость

 
 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа работы с одаренными детьми в школе имеется, план реализации данной программы может быть таким:

 

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные.

1

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

постоянно

Зам. директора

учителя

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

постоянно

 Зам. директора

 

3

Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

 Зам. директора

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Психолог

5

Совершенствовать работу научного общества учащихся:

      -Создание нормативной и методической базы-

      -Организация исследовательской деятельности

В течение периода

 Зам. директора

 

 

6

Участие школьников в школьных, городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах

постоянно

Зам. директора

Учителя-предметники

7

Проведение школьной и участие в городской и краевой  научно-практической конференции школьников молодежи

Ежегодно, февраль

  Зам. директора

 

8

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

в течение периода

  Зам. директора

 

9

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

ежегодно, август

Зам. директора.

10

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

  Зам. директора

 

11

Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

в течение периода

  Зам. директора

.

12

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

 

  Зам. директора

 

14

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника,

- Выявление одаренных учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностических карт   

постоянно

 

 

постоянно  

 

 Психолог

   

 

Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми, проведение занятий

постоянно 

Учителя –предметники

 

         Отработка форм, методов, приёмов- работы

создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно 

Зам. директора

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап – подготовительный( с марта до сентября 2010 г).

- Создание творческой группы по разработке проекта;

- Знакомство с методической литературой по данному направлению;

- Подготовка учащихся к реализации проекта;

- Подготовка учителей к реализации проекта;

- Подготовка родителей к реализации проекта.

 

 

 

2 этап – практический – 2010 – 2014  годы.

 

- Организация методических семинаров для учителей.

-  Создание творческих групп для разработки нормативной базы, обеспечивающей 

   проект.

- Разработка материалов для тематических классных часов, тематических периодов, интеллектуальных игр и т.д.

- Организация дополнительного образования.

- Организация психологического сопровождения.

- Отработка методик и технологий, позволяющих отслеживать эффективность

  проводимой в рамках проекта работы.

- Корректировка данного целевого проекта.

 

3 этап, обобщающий, 2015 год.

- Отработка и интерпретация данных за 5 лет.

- Выявление и обобщения опыта по успешной реализации проекта.

- Анализ эффективности проекта, корректировка содержания, определение перспектив проекта.

 

Ожидаемые результаты.

Для учащихся- повышение интеллектуального уровня, овладение приемами научной организации труда, повышение мотивации к обучению, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарища, работать со справочной литературой, желание быть успешным в любом виде деятельности.

Для школы- сформированность системы интеллектуального развития школьников, в том числе разработку материалов для классных часов по научной организации труда школьника, повышению его мотивации к познавательной деятельности, создание методик, позволяющих диагностировать уровень интеллектуального развития ученика, создание нормативно-правовой базы по данному направлению.

Для родителей- положительное отношение к школе, удовлетворенность запросов.

Организация контроля.

Контроль за реализацией проекта осуществляет один из заместителей директора школы.

Для оценки реализации проекта могут привлекаться эксперты из числа учителей и классных руководителей школы, в их задачи будет входить и коррекция данного целевого проекта. Контроль над реализацией проекта предполагает периодическую отчетность классных руководителей и заместителя директора школы, курирующего данный воспитательный проект.

Используются технологии uCoz