Целевой воспитательный проект "Интеллект"
Российская Федерация
Муниципальное образование Приозерский муниципальный район
Ленинградской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов.
Целевой воспитательный проект
по интеллектуальному воспитанию
« Интеллект»
( для учащихся 1-11 классов).
Авторы-составители:
Езерская Людмила Александровна, учитель физики, Скрыпай Марина Борисовна учитель английского языка, Махортова Татьяна Владимировна заместитель директора по УВР.
Г. Приозерск.
2010 год.
Воспитательный проект « Развитие интеллектуальных способностей учащихся».
Данный проект является элементом воспитательной программы школы. Как и программа воспитательной работы, проект создается в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования, сформулированными в ряде нормативных документов:
Закона Российской Федерации « Об образовании»;
Областного закона « О правовом регулировании деятельности системы образования в Ленинградской области»;
Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 20025 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г № 751;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р;
Национальной образовательной стратегии-инициативы « Наша новая школа», сформулированной в Обращении Президента России Д.А. Медведева к Федеральному собранию Российской Федерации;
Концепцией воспитания в Ленинградской области, а также в решениях Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Данный проект разработан исходя из потребностей учащихся, родителей, а также решения педагогического совета школы от марта 2010 года.
Проект развития интеллектуальных способностей учащихся направлен обучить школьников выполнять умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить роль познавательной сферы, положительную школьную мотивацию.
Одна из задач, которые призван решить проект – систематизировать проводимую в этом ключе работу, сделать ее более осмысленной, целенаправленной, видимой и значимой.
Теоретико- методологическое обоснование.
Программа опирается на теорию « Поэтапного формирования умственных действий» П. Я. Гальперина и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выгодского.
Согласно этим теориям внешнее материальное действие, прежде, чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы
внешнего, материального действия предполагали участие других людей (в данном случае учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его применением.
Данная теория на практике показала, что обучение детей приемам мышления, способностям решения разнообразных задач, можно сделать более эффективным.
Усвоение школьных предметов может произойти в более быстром темпе и на более высоком уровне.
Деятельность ученика можно рассматривать как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований. Источники развития заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний.
Л.С. Выгодский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень- « Зона ближайшего развития».
Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано правильным, т.к. оно ориентируется на те функции и на тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие.
Уровень актуального развития опережает итоги развития. То зона ближайшего развития « характеризует развитие на завтрашний день».
Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению рефлексии, которая являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и к самим себе.
Цель проекта: Создание условий для формирования интеллектуальных способностей у учащихся.
Задачи проекта:
- Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности. Научить детей
- Описывать признаки предметов, явлений, узнавать предметы, явления по их признакам;
- Устанавливать логические закономерности;
- Давать определения понятиям и явлениям.
2. Овладение основами научной организации труда.
3. Повысить уровень самостоятельности учащихся, самооценку.
4. Формирование положительного эмоционального фона учебно-познавательной мотивации обучения.
5. Контроль над развитием интеллектуальных способностей.
6. Создать систему целенаправленного отбора одаренных детей.
Принципы, на которых будет осуществляться проект;
- Принцип развивающего обучения.
Направлен на обучение умения выполнять основные операции с понятиями; -анализ,
- сопоставление,
-объединение по сходным признакам,
- установление различных видов логических связей.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуализации подхода к учащимся.
- Принцип постепенности.
Предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного.
- Принцип доступности.
Предполагает максимальное раскрытие пред ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания, использования в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип.
Занятия строятся на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.
Основные содержательные направления проекта.
Первая из поставленных проектом задач в основном будет решаться на уроках. Задачи научная организация труда и формирование положительной учебной мотивации будут реализовываться посредством проведения циклов классных часов, предметных олимпиад, участие во Всероссийских конкурсах « Русский медвежонок», « Кенгуру», « Золотое руно», тематических предметных недель и периодов, интеллектуальных марафонов, защитой проектов и т.д.
Для реализации направления « Одаренные дети» предусматриваются отдельная система мероприятий.
Ключевые дела по направлению проекта « Научная организация труда».
1.Интеллектуальный марафон.
2.
Напр. Работы. |
Месяцы. |
1-4 классы. |
5-8 классы. |
9-11 классы. |
|
|
Сентябрь.. |
|
умений работать с художественной и справочной литературой.
Кл. час Тренинг ума.
Кл. час. Обобщение и ограничение понятий.
Определение понятий ( диагностика и развитие активного словаря).
|
1.Создание базы данных учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью. 2. 9 кл. Кл. час « Путешествие в мир профессий» |
|
|
Октябрь. |
|
Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.
Признаки и свойства предметов и объектов.
Родовые отношения.
Расположение понятий от более частных к более общим.
|
Кл. час « Путешествие в мир профессий». 2.Разработка алгоритмов с учащимися, занимающимися исследовательской и проектной деятельностью, подбор научной литературы. 3.Олимпиады по русскому языку и литературе. |
|
|
Ноябрь |
|
Формирование Умений работать с художественной и справочной литературой.
Активный словарь.
Существенные и несущественные признаки понятия.
Система родовых отношений. Тренировка умений строить иерархическую систему родовых отношений между понятиями.
|
1.Предметные олимпиады. 2.Семинар-практикум для учащихся, желающих заниматься исследовательской и проектной деятельностью. 3.9 кл. Кл. час « Путешествие в мир профессий» |
|
|
Декабрь. |
|
Формирование Умений работать с художественной и справочной литературой.
Сходство ( Аналогия).
Существенные и несущественные признаки понятия.
Логические отношения между понятиями.
|
|
|
|
Январь |
|
Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.
Сравнение.
Существенные и несущественные признаки понятия.
Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков.
|
|
|
|
Февраль. |
|
Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.
Решение нестандартных задач по схеме.
Определение понятий ( Диагностика памяти по Векслеру).
Логические отношения между понятиями. Тренировка умений устанавливать сложные логические связи и отношения между понятиями.
|
|
|
|
Март |
|
Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.
Развитие памяти « Род – вид»
Определение понятий. Диагностика кратковременной памяти.
Классификация. 5. Международная олимпиада по математике « Кенгуру». |
|
|
|
Апрель. |
|
Формирование умений работать с художественной и справочной литературой.
Обобщение и ограничение понятий.
Определение понятий. Диагностика объема памяти.
Многоступенчатые классификации.
|
|
|
|
Май. |
|
5 класс. Формирование умений работать с художественной и справочной литературой. 6 класс. Родовые отношения. Определение правильности обобщений. 7 класс. Определение понятий. Тренировка умения устанавливать необходимость и достаточность видового отличия в определениях. 8 класс. Итоговое занятие по курсу.
|
1.9 кл. Кл. час « Путешествие в мир профессий».
|
|
Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию к познавательной деятельности ( в том числе к учебной), необходимо:
- Провести диагностику мотивации учения учащихся.
- Используя сводную карту состояния мотивации учащихся, составить оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся к началу ( концу) учебного года.
- Ознакомить учителей-предметников с уровнем мотивации познавательной деятельности учащихся.
- На основании полученных данных на малом педсовете составить индивидуальную образовательную программу для детей с положительной мотивацией, с нейтральным и отрицательным отношением к учебе.
- В конце года отследить динамику формирования положительных мотивов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
- По результатам определить для каждого класса и для каждого ученика.
Форма сводной карты состояния мотивации учащихся и хода ее реализации.
Сводная карта состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования
Оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся класса к началу и концу учебного года.
№ п. |
Фамилия, имя ученика. |
Уровень мотивации учения. |
Уровень умения учиться. |
|||||
Мотивы. |
Цели. |
Эмоции. |
Задания. |
Уч. деят. |
Обучаемость |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
Программа работы с одаренными детьми в школе имеется, план реализации данной программы может быть таким:
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные. |
1 |
Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление |
постоянно |
Зам. директора учителя |
2 |
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. |
постоянно |
Зам. директора
|
3 |
Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей |
В течение периода |
Зам. директора
|
4 |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников |
постоянно |
Психолог |
5 |
Совершенствовать работу научного общества учащихся: -Создание нормативной и методической базы- -Организация исследовательской деятельности |
В течение периода |
Зам. директора
|
6 |
Участие школьников в школьных, городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах |
постоянно |
Зам. директора Учителя-предметники |
7 |
Проведение школьной и участие в городской и краевой научно-практической конференции школьников молодежи |
Ежегодно, февраль |
Зам. директора .
|
8 |
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников |
в течение периода |
Зам. директора
|
9 |
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год |
ежегодно, август |
Зам. директора. |
10 |
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов |
в течение периода |
Зам. директора
|
11 |
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми |
в течение периода |
Зам. директора . |
12 |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» |
|
Зам. директора
|
14 |
Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, - Выявление одаренных учащихся в 5-х-6-х классах, составление диагностических карт |
постоянно
постоянно
|
Психолог
|
|
Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми, проведение занятий |
постоянно |
Учителя –предметники |
|
Отработка форм, методов, приёмов- работы создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. |
постоянно |
Зам. директора
|
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный( с марта до сентября 2010 г).
- Создание творческой группы по разработке проекта;
- Знакомство с методической литературой по данному направлению;
- Подготовка учащихся к реализации проекта;
- Подготовка учителей к реализации проекта;
- Подготовка родителей к реализации проекта.
2 этап – практический – 2010 – 2014 годы.
- Организация методических семинаров для учителей.
- Создание творческих групп для разработки нормативной базы, обеспечивающей
проект.
- Разработка материалов для тематических классных часов, тематических периодов, интеллектуальных игр и т.д.
- Организация дополнительного образования.
- Организация психологического сопровождения.
- Отработка методик и технологий, позволяющих отслеживать эффективность
проводимой в рамках проекта работы.
- Корректировка данного целевого проекта.
3 этап, обобщающий, 2015 год.
- Отработка и интерпретация данных за 5 лет.
- Выявление и обобщения опыта по успешной реализации проекта.
- Анализ эффективности проекта, корректировка содержания, определение перспектив проекта.
Ожидаемые результаты.
Для учащихся- повышение интеллектуального уровня, овладение приемами научной организации труда, повышение мотивации к обучению, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарища, работать со справочной литературой, желание быть успешным в любом виде деятельности.
Для школы- сформированность системы интеллектуального развития школьников, в том числе разработку материалов для классных часов по научной организации труда школьника, повышению его мотивации к познавательной деятельности, создание методик, позволяющих диагностировать уровень интеллектуального развития ученика, создание нормативно-правовой базы по данному направлению.
Для родителей- положительное отношение к школе, удовлетворенность запросов.
Организация контроля.
Контроль за реализацией проекта осуществляет один из заместителей директора школы.
Для оценки реализации проекта могут привлекаться эксперты из числа учителей и классных руководителей школы, в их задачи будет входить и коррекция данного целевого проекта. Контроль над реализацией проекта предполагает периодическую отчетность классных руководителей и заместителя директора школы, курирующего данный воспитательный проект.