г. Приозерск, Школа №4.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Россия Ленинградская область г.Приозерск ул. Калинина 27 | school4-priozersk.ru | e-mail: school4-prz@mail.ru

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности и социализации личности

Официальный сайт МОУ СОШ №4 г. Приозерск.

Методическая система учителя

Гадицкой Ольги Рашидовны

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности и социализации личности

Метод проектов как способ активизация познавательной деятельности и социализации личности

Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником.

В.А.Сухомлинский.

Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологии и технических средств, которые изобретены творческими людьми. Творчество представляет собой одно из древнейших занятий человека.

Каждый может открыть в себе творческие способности, неизвестные ни ему самому, ни окружающим, их можно вырастить и развить. Для этого сегодня существуют и методы, и инструменты.  Одним из таких методов технологического образования школьника, развития его творческого потенциала является выполнение проекта.

В современном обществе скорость изменения требований, предъявляемых к выпускникам школ, значительно превосходит быстроту совершенствования методики преподавания предметов. В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с формированием основательных естественнонаучных и политических знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развитие у них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой культуры, привития экологической культуры, физического развития и формирования навыков здорового образа жизни.

Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает:

  • умение думать;
  • собирать информацию;
  • анализировать;
  • принимать решения на основе высокого уровня знаний и умений, постоянной готовности к самообразованию.

 «Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос "как делать?".

Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М.Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Своя методическая система  позволяет мне определить  ведущие  цели-результаты; использовать средств современных информационных технологий, которые  ведут к поиску эффективных методов организации деятельности учащихся.

Основная идея моей педагогической деятельности состоит в следующем: ученики должны осознавать, что школа учит не только основам наук, но и способам действий в определенных жизненных ситуациях.

Вывести страну на мировые рубежи науки и технологии невозможно без резкого повышения потенциала всех членов общества и особенно – молодежи. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это неиссякаемый источник прогресса общества.

Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу качественнее, быстрее, экономнее.

Ведущим для меня в обучении технологии является личностно-ориентированный, активно– деятельный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн– анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы. Особую значимость при этом имеет метод проектов. Он позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии или продукте труда.

 В настоящее время на современном этапе развития экономики в стране учебный предмет “Технология” перешел на качественно новую ступень. Это нашло свое отражение в том, что в программу по технологии введен раздел “Проект”, где систематизировали проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя.

Почему же это так необходимо? Выделяю две  основные причины.

Во-первых, анализ учебных программ по трудовому обучению показал, что, к сожалению, мало внимания уделялось развитию самостоятельности, инициативы учащихся. Их деятельность в основном носила воспроизводящий характер: учитель показывает, что и как делать, а школьники копируют его действия.

Во-вторых, анализ опыта зарубежной школы показал, что существуют некоторые не практикуемые в нашей стране пути перехода воспроизводящей продуктивной деятельности школьников по мере их развития в творческую, связанную с анализом возможных проблемных ситуаций, формированием новых умений и навыков.

Новый раздел “Проект” в программе по технологии поставил передо мной ряд новых задач, которые требуют безотлагательного решения:

Как определить содержание проектных заданий для учащихся?
Как подготовить учащихся к их выполнению, раскрывая и развивая их творческие способности, инициативу, самостоятельность?
Как рационально организовать работу учащихся по составлению и реализации проекта?

Китайская мудрость гласит:
самая длинная дорога начинается с первого шага.
Ей вторит русская поговорка: велика беда – начало.

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, убеждаешься в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможность проявить свою творческую индивидуальность. На помощь учителю здесь приходит умелое использование метода проекта.

Проектная деятельность привлекает нацеленностью на актуализацию имеющихся и формированием новых знаний и умений. Этот метод имеет личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную.

Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыниprojectus – брошенный вперед, замысел, план.

Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Влияние метода на развитие знаний, умений и навыков учащихся.

Немецкие коллеги считают, что при использовании метода проекта учащиеся приобретают:

  • Умения, связанные с развитием интереса:

1.        анализировать свои интересы;

2.        определять новые интересы на основе развития прежних;

3.        сопоставлять свои возможности и свои интересы;

4.        отстаивать свои интересы.

  • Умение находить практические, интересные виды деятельности:

1.        умение определять для себя познавательные виды деятельности;

2.        умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности.

  • Умение выбрать практический вид деятельности для себя:

1.        подыскать потенциальные места практики;

2.        исследовать их;

3.        найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики;

4.        сделать обоснованный выбор места практики.

  • Умение исследовать условия практической деятельности:

1.        подмечать, формулировать и связывать практическую

2.        деятельность и условия, в которых она осуществляется;

3.        обсуждать практическую деятельность;

4.        находить возможности практической деятельности;

  • Умение подготовить к деятельности на практике:

1.        обосновать свою работу на практике в контексте собственных интересов;

2.        четко определить цели своей деятельности;

3.        определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике.

  • Умение осуществлять свою деятельность на практике:

1.        планировать свою практическую деятельность;

2.        целенаправленно осуществлять свою деятельность;

3.        находить ее плюсы и минусы.

  • Умение оценивать результаты практики:

1.        уметь представить результаты практической деятельности;

2.        уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей.

  • Умение делать выводы их результатов практической деятельности:

1.        ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта;

2.        объяснить как положительный, так и отрицательный результаты;

3.        оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности.

  • Умение установить личностное отношение к практической деятельности: осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии.
  • Умение устанавливать общественную ценность практической деятельности: осознать, оценить и принять во внимание значение деятельности для общества в целом.
  • Умение устанавливать культурную ценность профессии: осознать, оценить и принять во внимание культурные аспекты практической деятельности.
  • Умение устанавливать профессиональную ценность практической деятельности: осознать и принять во внимание аспект практической деятельности.

Компоненты проектной деятельности:

1. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;
  • развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.

2. Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы нал проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

3. Требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
  • теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.

В 2005 году начала работать  с использованием метода проектов на уроках технологии, в 2010-2011 учебном  году расширила рамки своей деятельности по данной теме в связи с повсеместной компьютеризацией и начала локальный эксперимент: «Метод проекта на уроках технологии»

Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать их к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты. Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов. В 2011 году в школе в рамках инновационной деятельности организован локального эксперимент, с началом которого я знакомила педагогический коллектив на педагогическом совете в апреле 2011 года. Основные положения этого эксперимента являются основополагающими направлениями моей методической системы.

Цель: создание условий для формирования у школьников ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:

  • связь теории с практикой;
  • научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;
  • предприимчивости;
  • ответственности.

Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

Система работы основана на принципах развивающего и воспитывающего обучения и направлена на развитие познавательной активности школьников в процессе обучения технологии.

Задачи:

  • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла;
  • организовать образовательный процесс для школьников с высокой социальной значимостью учебно-познавательной деятельности;
  • знать и применять на практике приемы организации самостоятельной умственной деятельности и творческой инициативы учащихся при четком, рациональном порядке в учебной работе;
  • знать и применять на практике методы и способы отслеживания изменения степени мотивации учащихся;
  • разработать систему уроков на основе метода проектов как способа повышения познавательной активности

 

Основным способом организации познавательной деятельности на уроках технологии является метод проекта, позволяющий каждого обучающегося включить в творческую деятельность.

Процесс творчества совершается в три этапа.

Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.

Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.

Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.

Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

“Учитель учит и воспитывает своей личностью, 
своими знаниями, своим отношением к миру” 
/Д.С. Лихачев/

Хотелось бы представить  свою методическую систему в обучении технологии девочек 5-8  классов. Эта работа, скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю восьмой год и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?", обеспечивая жизнедеятельность человечества, не нарушая при этом гармонии интересов человека.

Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.).  Идёт изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы.

На втором году (в 6 классе) к проектной деятельности прибавляется  этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап предпроектной деятельности. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на олимпиадах, представляются на выставках.

Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

За учебный год учащиеся выполняют один проект, точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения.

В 8-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован. Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании "Масленицы" нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скрупулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, невзирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.

На первом занятии по теме “Проектная деятельность” объясняю учащимся, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учителем. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику.

Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагаю тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.

На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным.

Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.

Убеждена, что проектная деятельность- дело хорошее, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

 Обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

Результаты выполненных проектов материальны, т.е. оформляются учащимися в различных формах (презентация, сценарий, альбомы, и т.д.).

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, и их преодоление и является одной из ведущих целей метода проектирования. Вот перечень этих возможных затруднений:

  • постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
  • поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
  • осуществление и аргументация выбора;
  • осознание последствий выбора;
  • самостоятельные действия (без подсказки);
  • сравнение полученного с требуемым;
  • корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

В процессе работы, особенно над групповыми проектами, учащиеся приобретают многие ценные качества.

Главное, что меняется роль учащегося в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. При этом неизбежно происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. В процессе проектирования у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, уже не работает оценочная схема: это верно, а это – неверно (плохо и т.д.).

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции, характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта, условий поведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся, этапно оценивая ее шаг за шагом.

При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. В творческих проектах часто бывает невозможно оценивать промежуточные результаты.

В отличие от ранее существующей практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого независимое жюри (педагоги, учащиеся из других классов).

В процессе работы над проектом у школьника есть возможность осуществить свой замысел, воплотить свою идею, применить и показать на практике все свои знания и способности, и мы можем утверждать, что именно проект и есть тот самостоятельно выбранный путь реализации личности в образовательном процессе.

Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высокообразованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

  • Первый этап: поисково-исследовательский (организационный).

Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта – проблемы. Потребности в проектной деятельности могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т. д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний и умений.

Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого необходимо собрать информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия или конструкции, его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и эффективные режимы применения.

Этот этап включает в себя:

1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов и других источников, а также проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:

  • Определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие.
  • Исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки.
  • Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем это сначала делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым“звездочкой обдумывания”. Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает звезду с расходящимися в разные стороны лучами. В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т. е. название изделия. Оно и записывается в центре листа. А около расходящихся лучей указывается:

1.        Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

2.        Какие необходимы инструменты и оборудование.

3.        Каковы форма и цвет изделия.

4.        В каком стиле оно будет изготовлено.

5.        Будет ли оформление изделия сочетаться с другими в интерьере.

6.        Основные этапы его изготовления.

7.        Основные затраты на изготовление изделия.

“Звездочка обдумывания” позволяет хорошо обдумывать и решать несколько взаимосвязанных вопросов, т. к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала для изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более походящий материал.

На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-8 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых черезInternet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet(поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

  • Второй этап: конструкционно-технологический.

Технологический этап включает в себя планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап в “Технологии” является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с репродуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукта труда).

В этот этап входят:

1.        Составление конструкторской и технологической документации.

2.        Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделий.

3.        Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

4.        Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.

5.        Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

6.        Текущий контроль качества выполнения, изделия, операций.

 

  • Третий этап: заключительный – презентационный.

Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.

В него вошли:

1.        Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.

2.        Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).

3.        Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставок проектов.

Основное направление этого этапа - защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.

1.        Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта,

2.        Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).

3.        Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.

4.        Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

Концепция развивающего обучения предусматривает среди прочего и формирования способности к таким сравнительно новым видам деятельности, как управление, организация, планирование, программирование и проектирование. Проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не только результаты, но и в большей мере сам процесс.

Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у обучающихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.

Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности обучающихся, их умение аргументировано защитить свою работу и эффектно представить.

Результаты обучения методом проекта

1.        Адаптация к современным социальным условиям жизни.

2.        Профессиональное самоопределение.

3.        Развитие разносторонних качеств личности.

4.        Рост творческой активности.

5.        Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.
Метод проектов имеет педагогическую ценность. Он есть учебное средство, дающее учителям педагогический инструментарий, а учащимся – жизненно-практическое умение, полезное независимо от выбранной профессии, специальности и дальнейшей карьеры. 
В заключении хочу отметить, что достоинства метода проекта- это интерес, творческая направленность, реализация своих знаний, мотивация, чувство гордости. В результате: «Труд оставляет удовлетворение».

 

Приложения

1.        Критерии оценки проектных работ обучающихся

Критерии итоговых оценок

А:

оценка учителя

В:

средняя 
оценка одно-
классников

С: самооценка

Итоговая
оценка:
Д = (А + В+ С): 3

1. Соответствие содержание доклада проделанной 
проектной работе

 

 

 

 

2. Умение объяснить научные основы проекта, 
самостоятельность его выполнения

 

 

 

 

3. Качество проектного изделия

 

 

 

 

4. Практическое использование проектного изделия

 

 

 

 

5. Качество наглядных материалов (логика изложения, соответствие госту)

 

 

 

 

6. Использование знаний из других наук и учебных 
предметов

 

 

 

 

7. Ответы на вопросы

 

 

 

 

8. Полнота знаний по технологии (трудовому 
обучению)

 

 

 

 

9. Оригинальность решения проекта

 

 

 

 

10. Культура речи

 

 

 

 

В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 – “В докладе этого не прозвучало”, “В проекте это не отражено” до 10 – “Критерий раскрыт полностью”).

Если количество набранных балов:

  • От 0 до 44 – ставится оценка “ неудовлетворительно”;
  • От 45 до 69 – ставится оценка “посредственно”;
  • От 70 до 84 – ставится оценка “хорошо”;
  • От 85 до 100 – ставится оценка “отлично”.

2.        Структура и содержание пояснительной записки к проекту.

При выполнении проекта пояснительная записка позволяет выявить интерес каждого ученика по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Проектная практическая деятельность влияют на индивидуальное саморазвитие, определяет соответствие личных качеств профессиональным требованиям, помогает осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать элементами научной работы, культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.

Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).

Оглавление.

Оглавление помещается вслед за титульным листом. В нем приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение.

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи,сообщается кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Обязательное требование к любой проектной работе актуальность замысла, идеи. Обоснование её включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Главы основной части.

В первой главе основной части проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и материалов по теме.

Во второй главе основной части проекта (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предполагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.

В третьей главе технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта, сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение.

В заключительной части пояснительной записки последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

Библиография.

Библиографический список использованной литературы принято помещать после заключительной части. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения.

В приложении помещают вспомогательный и дополнительный материал, который загромождает основную часть работы. По содержанию и форме приложения очень разнообразны: это тексты, таблицы, графики, карты, рисунки, чертежи.


3. Методические рекомендации ученику по выполнению учебного проекта.

1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей.
2. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
3. Выполняй проект в следующем порядке:

  • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
  • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи)
  • Спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
  • Выполни теоретическую и практическую части работы;
  • Внеси коррективы в теоретическую часть проекта по результатам выполнения изделия;
  • Напечатай графическую часть проекта;
  • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
  • Защити проект.

4. Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги, а также материалы музеев и выставок.
5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео-аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет.
6. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать ее с выбранной профессией.
7. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
8. Всегда помни об экологии своего города и своем здоровье.
9. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт.
10. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
11. Не стесняйся по всем вопроса обращаться к руководителю проекта.

Вопросы в помощь проектанту для самооценки изготовленного изделия и себя, как его создателя:

1.        Удовлетворяет ли изделие поставленной цели?

2.        Были ли выполнены все пункты содержания? Перечислите их.

3.        Если были внесены изменения, то какие? Обоснуйте их.

4.        Критическая оценка изделия другими людьми.

5.        Четко ли сформулирована цель проекта?

6.        Что конкретно дало проведенное исследование

7.        Насколько точно составлено содержание?

8.        Следует ли дополнить или уточнить содержание?

9.        Насколько точно описан технологический процесс?

10.    Следует ли дополнить или уточнить технологический процесс?

11.    Какие идеи появились в результате дополнения и уточнения?

12.    Насколько обоснован сделанный выбор?

13.    Достаточно ли проработана идея?

14.    Может ли выполненный вами чертеж или эскиз быть использован другими

15.    Качественно ли выполнено изделие?

16.    Что можно улучшить в выполненном изделии?

17.    Можно ли и в дальнейшем разрабатывать этот проект

18.    Насколько рационально использовано отведенное для выполнения проекта время?

19.    Какие знания и умения дополнительно приобретены?

4.Тематика исследовательских и проектных работ учащихся

1.        Праздник моей семьи.

2.        Как накрыть праздничный стол.

3.        Подарок своими руками.

4.        Виды тепловой обработки продуктов.

5.        Изделие из лоскутков.

6.        Швейное изделие своими руками.

7.        Современная одежда. (Исследование).

8.        Одежда для отдыха.

9.        Русские узоры.

10.    Искусство вязания крючком. Салфетка.

11.    Исторических костюмов  XVI век.

12.    Дизайн гостиной.

13.    Дизайн спальни.

14.    Вязание крючком. Праздничный набор.

15.    Изучение истории и разработка праздника Масленица

16.    Дизайн штор.

17.    Разработка подарочной упаковки.

18.    Создание картины вышитой бисером.

19.    Создание картины в технике витража (красками).

20.    Изготовление мыла в домашних условиях.

21.    Куклы в период средневековья.

22.    Картина в технике витража (пластилином).

23.     Изготовление сумки и оформление ее аппликацией, вышивкой.

24.    Гобеленовое переплетение. Изготовление картины.

25.    Колье из бисера.

26.    Создание кухонного набора из текстильных материалов.

27.    Изготовление декоративной подушки с вышивкой.

28.    Женская одежда эпохи рококо (1730 -1789 г.).

29.    Мои жизненные планы и профессиональная карьера.

30.    Аксессуары для мобильного телефона. Изготовление чехла.

31.    Кактусы.

32.    Стили одежды.

33.    Выполнение работы в технике пэчворк.

34.    Специфика и сценарий проведения детского дня рождения.

35.    Декорирование домашней утвари.

36.    Новогоднее оформление.